Ребенок рождается и одинаково управляет обеими руками. Но когда подрастает, то один становится левшой, а другой - правшой. Почему происходит именно так? Особенность функционирования человеческого мозга. Головной мозг состоит из двух симметричных полушарий. Левое полушарие контролирует правую половину человеческого тела, а правое – левую. Соответственно, правая рука подчиняется левому полушарию, а левая находится во власти правого полушария головного мозга. Полушария выполняют различные функции. Левое полушарие называют логическим, т.к.оно доминирует при выполнении таких операций, как чтение, письмо, счет, логические рассуждения. Правое полушарие, интуитивное или эмоциональное, имеет дело с образной информацией, поступающей от основных органов чувств. Оно активизируется у человека главным образом при переживании и выражении собственных эмоций, а также при различении эмоций других людей. Левое полушарие мыслит узко и абстрактно, а правое панорамно и нешаблонно. Левое полушарие ориентировано на будущее, а правое живет картинками прошлого. Несмотря на очевидные функциональные различия, деятельность обоих полушарий взаимодополняема, поэтому нельзя говорить, что одно полушарие важнее другого. Большинство ученых считает, что в силу неразвитости психики и неумения говорить, у новорожденного, полушария головного мозга полностью взаимозаменяемы. Функциональная асимметрия полушарий мозга, а значит, и предпочтение той или иной руки возникают позже, к 7-9 месяцам. А в три года родителям становится совершенно очевидно, кто их ребенок – правша или левша. Кстати, матери разных национальностей держат ребенка примерно одинаково, так что он обычно находится слева от груди матери, а его голова и туловище лежат на ее левой руке. Интересно, что матери – левши также предпочитают держать младенца с левой стороны. Изучение произведений искусства убеждает, что данная тенденция не относится к недавно приобретенным особенностям материнского поведения. Объяснение описанному феномену состоит в том, что находясь слева, ребенок получает возможность слышать удары любящего материнского сердца, успокаивающие его больше, чем любые другие ритмичные звуки, включая баюканье. И тут начинает работать все та же схема: правое ухо – левое полушарие - правая рука. Праворукость преобладала уже два миллиона лет тому назад, когда предки человека только – только постигали членораздельную речь. Именно освоение речи, по мнению ученых, и способствовало ускоренному развитию левой половины головного мозга, т.к. в ней расположены так называемые центры речи. С развитие левого полушария правая рука приобретала все большее значение. С тех пор число правшей только увеличивалось. Сегодня у каждого десятого жителя планеты Земля доминирует левая рука и еще значительная часть населения в равной степени хорошо владеет обеими руками. Были времена, когда леворуких людей обвиняли в сговоре с нечистой силой, а еще десяток лет назад деток, владеющих левой рукой лучше, чем правой, старательно переучивали, чтобы они стали, «как все». Детские психологи забили тревогу, когда обнаружили, что переучивание детей с левой руки на правую приводит к задержке умственного развития и даже к возникновению некоторых специфических проблем, например заикания. Сегодня, когда практика переучивания канула в Лету, число левшей увеличилось почти в два раза и достигло 10 – 12%. Люди часто пытаются сравнивать левшей и правшей. Определенные различия, конечно есть. У леворуких людей нет такого четкого распределения ролей между отделами головного мозга, как у правшей. Творческие способности более развиты у левшей. Поэтому среди них часто встречаются талантливые музыканты, архитекторы, художники.
Источник: Центр семейной психологии PYRUS
|